Также в периметр системы входит информационно-аналитическая система госзакупок лекарств (ИАС), развитием которой занимается дочка «Ростеха» «РТ-проектные технологии». Большая часть закупок лекарств в рамках ИАС уже идет при помощи электронного каталога, что позволяет снижать цену закупок на 10–15%, докладывала в ходе совещания с Владимиром Путиным 12 ноября глава Минздрава Вероника Скворцова.
Теперь ЕГИСЗ предлагается сделать основой федерального проекта «Цифровой контур здравоохранения», который является частью национального проекта «Здравоохранение», инициированного правительством летом этого года. Проект предполагает распространение ЕГИСЗ на регионы — и, по мнению «Ростеха», необходимо продлить работу над ним ранее определенных единственных исполнителей.
В письме Сергея Чемезова президенту от 8 октября говорится, что «Ростех», «Ростелеком» и научно-исследовательский институт «Восход» были назначены единственными исполнителями госзаказов на создание ЕГИСЗ и обеспечение ее работы в 2014–2018 годах. Чтобы минимизировать риски некачественной разработки региональных систем, «Ростех» предлагает передать этим же подрядчикам госзаказы на разработку всех региональных составляющих ЕГИСЗ.
В «Ростехе» “Ъ” подтвердили, что такое письмо было направлено и вернулось в госкорпорацию с положительной резолюцией, отметив, что считают важным использовать свой пятилетний опыт работы с ЕГИСЗ для дальнейшего развития системы. «Необходимо, чтобы при реализации новых задач применялся такой же комплексный подход с использованием единых стандартов и технологий — это сведет к минимуму риски некачественного исполнения и обеспечит высокий уровень защиты персональных данных»,— отметили в пресс-службе «Ростеха». При этом в Минздраве “Ъ” опровергли наличие такого решения — предположительно потому, что оно еще не оформлено соответствующим распоряжением правительства.
Согласно бюджету 2017 года, расходы на ЕГИСЗ в сфере здравоохранения в целом в 2018–2019 годах должны были составить 1,45 млрд руб. В Минздраве “Ъ” сообщили, что сейчас уточнить объем бюджета на создание и подключение региональных подсистем, которыми будет заниматься «Ростех», невозможно, так как соответствующие документы «проходят утверждение».
Отметим, что все антимонопольные эксперты сходятся на том, что отбор единственных поставщиков по решениям президента или правительства существенно искажает картину конкуренции в отраслях экономики — на такие закупки в отдельные годы тратилось более четверти всех средств госзаказа, и речь, как правило, идет о наиболее дорогих проектах (так, в режиме «единственного поставщика» строился, в частности, мост в Крым). При этом решение это, как правило, вынужденное: сроки исполнения высокоуровневых решений властей обычно фиксированы и риск срыва заказа оценивается ими выше, чем риск ограничения конкуренции при закупке у единственного поставщика с неформальной гарантией ее исполнения.
Впрочем, накладки случаются и у проверенных поставщиков: так, весной этого года Счетная палата доложила правительству о сложностях с цифровизацией российского здравоохранения. По данным госаудиторов, Минкомсвязь и «Ростелеком» задерживали подключение больниц и клиник к интернету. Минздрав, в свою очередь, не опаздывал с формированием нормативной базы ЕГИСЗ.
Анастасия Мануйлова
Газета “Коммерсантъ” №212 от , стр. 1
https://www.kommersant.ru/doc/3804495
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ