– Расскажите о структуре курируемой Вами новой компании “РТ – Проектные технологии” и активах, реализацией которых она планирует заняться?
– На самом деле компания образована несколько лет назад. Также в Корпорации существовало два управления центрального аппарата: одно по работе с проблемными, другое – по работе с непрофильными активами. За это время часть активов была собрана и объединена в холдинговые компании, другая осталась под прямым управлением Корпорации.
Такая работа всегда велась в Корпорации с той или иной степенью успешности в силу того, что она не приемлет шаблонов и требует принятия уникальных неординарных решений.
В этом году утверждена новая Стратегия развития Корпорации. Дан старт кардинальным преобразованиям, в том числе в области управления проблемными и непрофильными активами. В рамках реализации этой Стратегии сокращены подразделения центрального аппарата, первыми из которых стали наши профильные управления.
Уже в ближайшей перспективе произойдет перераспределение полномочий и ответственности между корпоративным центром и холдинговыми компаниями в пользу усиления самостоятельности последних. При этом управление активами Корпорации будет осуществляться двумя блоками: блоком по управлению активами Корпорации и блоком по работе с проблемными и непрофильными активами.
Оптимизация портфеля таких активов планируется также в два этапа. На первом – непрофильные и проблемные активы будут реструктуризированы самими холдинговыми компаниями у себя “внутри”. Некоторые – передадут “РТ – ПТ” для оценки и последующей продажи. На втором – часть из реструктуризированных активов перейдет в специализированные холдинговые компании и фонды с целью их дальнейшего развития и увеличения капитализации.
Одним из инструментов для реализации этих задач как раз и призвано стать акционерное общество “РТ – Проектные технологии”. В январе текущего года решением Правления Корпорации эта компания наделена соответствующими функциями, чем дан новый импульс развития.
В ближайшее время на базе “РТ-ПТ” будет создан центр управленческих, экспертных и сервисных компетенций в данной области. Уже формируется его экспертно-консалтинговая основа, позволяющая оценивать эффективность управленческих решений о дальнейшем использовании проблемных и непрофильных активов, спрогнозировать экономические, правоохранительные и репутационные риски для корпоративного центра. Это позволит избежать ряда системных просчетов, а также обеспечит возможность принятия уникальных решений о судьбе активов.
– Вы сказали, что в будущем некоторые “очищенные” активы будут переданы в специализированные компании по развитию бизнеса и фонды. Не могли бы Вы пояснить, как будет работать этот механизм?
– Пока механизм – на стадии проработки. Изучается возможность создания фонда, в который из “РТ-ПТ” могут быть переданы активы, имеющие потенциал с точки зрения привлечения внешних инвестиций и роста капитализации в течение 3-5 лет. Важно, что эти активы получат добавленную стоимость, развиваясь в контуре Корпорации.
В инвестиционном бизнесе это классическая схема взаимодействия фонда и инкубатора, которым по сути станет “РТ – ПТ”.
Только такой подход позволит сделать проблемные активы – производством, приносящим доход, а непрофильные – превратить в инвестиции, которые будут направлены на развитие, в том числе, важных стратегических предприятий.
– Какие именно активы будут признаваться непрофильными и проблемными и будут ли они продаваться?
– Состав проблемных и непрофильных активов весьма разнороден. Проблемные активы – это предприятия, которые имеют нестабильное финансовое состояние, признаки банкротства. Всего проблемных организаций у нас порядка ста. А к непрофильным активам относятся организации, не задействованные в основных направлениях деятельности Корпорации, в том числе и низкорентабельные предприятия. Их – более ста шестидесяти. Также непрофильными могут быть признаны земельные участки, недвижимость, объекты незавершенного строительства и социальной инфраструктуры, ЖКХ и так далее.
Кстати, количество таких активов может расти в силу независящих от Корпорации обстоятельств. Причинами этому могут, например, стать влияние макроэкономических процессов, происходящих в мировой экономике, и введение дискриминационных санкций США и странами Евросоюза в отношении ряда российских предприятий, передача в Корпорацию активов уже в проблемном состоянии и т.д.
Кроме того к росту числа непрофильных активов может привести даже такое исключительно положительное явление, как модернизация производства. Допустим, из трех заводов одного профиля в результате роста эффективности производства нам потребуется только два, поскольку они обеспечат выпуск всего необходимого объема продукции. Третий завод придется признавать непрофильным, а он, наверняка, будет обременен социальными обязательствами, да и, в любом случае, сокращение рабочих мест не пойдет на пользу государству. Поэтому, на наш взгляд, эффективнее не просто продать такой завод, а предложить ему программу реструктуризации и развития.
Создаваемый Центр компетенции по управлению проблемными и непрофильными активами призван решать и такие задачи. Все эти активы мы должны тщательно изучить, организовать всестороннюю оценку. После этого подготовить уникальное решение о дальнейшем использовании: либо реализовать на рынке с максимальной выгодой, либо провести реструктуризацию и создать условия для развития профильного предприятия с целью получения прибыли.
Управление проблемными активами в Корпорации отличается от стандартной работы с проблемными активами в коммерческой организации. Помимо финансового результата для Корпорации всегда представляет особую важность защита государственных интересов. Ряд активов участвуют в исполнении гособоронзаказа, что накладывает серьезный отпечаток на решение об их дальнейшей судьбе. Для Ростеха одна из основных задач – обеспечить своевременное и четкое исполнение госконтракта. Мы не ставим цель распродать, пусть и подороже, а путем объединения усилий предприятий с госсобственностью, частных организаций, привнести в страну новые прорывные и инновационные технологии, создать новые, конкурентоспособные продукты, причем, не только для внутреннего рынка.
Не скрою, что мы работаем в тесной связке со службой безопасности Ростеха и с правоохранительными органами. Бывают и ситуации, когда для оздоровления актива приходится увольнять топ-менеджеров, серьезно менять кадровый состав, приглашать новых эффективных управленцев.
Эффективности в этой работе невозможно достигнуть без слаженных действий всех заинтересованных ведомств, организаций и даже простых граждан, защищающих интересы государства.
Приведу конкретные примеры.
Благодаря совместной работе Корпорации, Минпромторга России, ФНС России и правительства Саратовской области удалось предотвратить распродажу имущества и сохранить производственные мощности стратегического предприятия “Саратовский завод приборных устройств”.
На особом контроле мы держим ситуацию, связанную с банкротством стратегического предприятия Волгограда – “Химпрома” и остановкой его деятельности. Не прекращаются совместные усилиями с федеральными и местными органами государственной власти по снижению социальных и техногенных последствий для региона.
При этом в условиях, когда деятельность Корпорации, как собственника, ограничена законодательством о банкротстве, мы продолжаем занимать социально ответственную позицию. При поддержке Корпорации средства выделенной государством федеральной бюджетной субсидии были перераспределены на погашение предусмотренных законом выплат трудовому коллективу предприятия. У Химпрома в его нынешнем финансовом положении просто нет возможности самостоятельно рассчитаться с людьми. На текущий момент уже выплачено порядка 280 млн рублей, и Корпорация продолжает эту работу.
Благодаря изменению модели работы Корпорации с проблемными активами и использованию субсидий, выделенных по решению Правительственной комиссии, уже есть определенные результаты. По итогам 2015 года в связи с устойчивой положительной динамикой финансово-экономических показателей к исключению из реестра проблемных активов планируется еще 4 предприятия ОПК.
Среди стратегических предприятий ОПК 10 предприятий успешно выполняют программы финансового оздоровления, 5 программ финансового оздоровления в настоящее время нуждаются в корректировках, по 2 предприятиям выполнение программы финансового оздоровления прервано в связи с введением процедуры банкротства, остальные предприятия выполняют ПФО без срыва графика.
Нельзя не отметить успешное завершение программы финансового оздоровления ОАО “Завод “Пластмасс”. На старте программы в 2009 году предприятие имело накопленный убыток в размере 143 млн рублей, задолженность, имеющую признаки банкротства, в размере 243 млн рублей. В 2009 году по распоряжению Правительства РФ предприятию предоставлена субсидия в размере более 177 млн рублей. При завершении реализации программы финансового оздоровления у ОАО “Завод “Пластмасс” отсутствуют признаки банкротства. В настоящее время вопрос о состоянии дел в отношении ОАО “Завод “Пластмасс” снят с контроля рабочей группы и Правительственной комиссии.
– Кто именно будет признавать тот или иной актив проблемным и непрофильным?
– В настоящее время Правлением Корпорации одобрен принципиально новый подход к признанию активов непрофильными.
Ключевую роль в данном вопросе теперь играют сами холдинговые компании, советы директоров головных организаций, которых уже сейчас могут признавать те или иные активы непрофильными, исходя из их участия в основной производственной деятельности.
А решение об отчуждении непрофильных активов принимается коллегиально – Комиссией по непрофильным активам Корпорации с учетом экспертного заключения “РТ-ПТ”.
По наиболее дорогостоящим активам окончательное решение утверждает Правление Корпорации.
Решения по проблемным активам принимаются также коллегиально, в формате рабочей группы Корпорации. “РТ-ПТ” здесь играет роль координатора, а в ряде случаев – и разработчика мероприятий по финансовому оздоровлению.
– Кто будет продавать непрофильные активы? Для этого будет создана специальная электронная площадка, будут проводиться аукционы?
– В настоящее время организацией продажи таких активов занимается ОАО “РТ – Строительные технологии”. С 2016 года решением Правления Корпорации эта функция возложена на “РТ- ПТ”.
– Есть ли целевые показатели по реализации непрофильных/проблемных активов?
– В части реализации непрофильных активов холдинговые компании составляют план реализации непрофильных активов на следующий год, который обязаны выполнять. Центральный аппарат Корпорации контролирует выполнение плана в рамках бюджетного процесса и отчетности по программе деятельности интегрированных структур.
Что же касается проблемных активов, в настоящее время 28 организаций продолжают мероприятия по восстановлению платежеспособности, из них 18 испытывают трудности. Например, КБАС, предприятия Северного Кавказа и другие. Их финансовое состояние неоднократно рассматривалось на заседаниях рабочей группы N2 в Минпромторге России.
– Сколько всего их на балансе корпорации?
– В контуре Корпорации – 101 проблемное предприятие, из числа которых 24 – организации прямого управления и 77 включены в состав холдинговых компаний.
Для предприятий, требующих оздоровления, проводятся мероприятия по загрузке производственных мощностей путем выполнения или соисполнения Государственных оборонных заказов, кооперации с другими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
В качестве финансовых инструментов Корпорация использует выдачу займов, предоставление поручительств: за последние годы Корпорацией было выдано займов и поручительств на сумму порядка 13 млрд рублей.
– Насколько сейчас есть спрос на внутреннем рынке на непрофильные/проблемные активы?
– Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, влияние негативных макроэкономических процессов в мировой экономике, безусловно, оказали влияние на спрос на непрофильные активы Корпорации.
В части реализации непрофильных активов специализированная компания АО “РТ-Стройтех” фиксирует некоторое падение спроса на большие имущественные комплексы, которые интересны участникам рынка, прежде всего, под редевелопмент. Тем не менее, реализация такого рода объектов это вопрос времени – для девелоперов в нынешних условиях требуется более длительное время для проработки условий с банками и более взвешенный подход к оценке своих возможностей по реализации крупных проектов.
Можно предположить, что потенциальные покупатели предпочитают сегодня занимать выжидательную позицию в надежде на то, что мы снизим цену на реализуемые активы. Но пока мы не будем этого делать.
Отмечу, что вся информация является открытой и доступной всем на сайте организатора торгов. В целях увеличения срока экспозиции реализуемых объектов информация о них размещается сразу после решения уполномоченных органов Корпорации. Таким образом, у инвесторов по факту есть как минимум два месяца для принятия решения об участии в торгах.
Объективность цен подтверждает статистика: фактическая цена продаж непрофильных активов составила почти 98% от уровня начальных (стартовых) цен, несмотря на возможность продажи активов с постепенным снижением цены до 50% от начальной согласно норм действующего порядка по работе с непрофильными активами.
– Заинтересованы ли иностранные инвесторы в таких активах “Ростеха”? Каких?
– В большинстве случаев у нас нет ограничений на приобретение непрофильных активов иностранными инвесторами. В то же время, с учетом специфики активов, интерес со стороны иностранных инвесторов незначительный. Готовый долгосрочный эффективный бизнес, который интересен иностранным инвесторам с целью получения стабильного дохода, мы не продаем. К тому же введение дискриминационных санкций США и странами Евросоюза в отношении ряда наших предприятий не способствует выстраиванию взаимовыгодных отношений.
– Сколько может принести корпорации реализация непрофильных/проблемных активов? Какие планы по продаже на 2016 год, предварительные итоги по 2015 году?
– В 2013 и 2014 годах Корпорацией через торговые площадки, организованные АО “РТ – Строительные технологии”, реализовано непрофильных активов на сумму, превышающую 4 млрд рублей.
В 2015 году эти показатели продаж увеличены. По предварительным данным, они могут составить 9 млрд рублей.
На 2016 год план еще не утвержден, но с учетом высокой потребности предприятий в финансировании программ модернизации эту работу мы продолжим.